Описание Стародубского повета и г.Стародуба. 1806 год.
Дело №5 по рапорту директора училища черниговской губернии и преподавателей 1806 года октября месяца.
Рапорт хранится в Харьковском архиве, фонд №939, в нём содержится 61 документ.
Посад Воронок, имеющий положение свое на правой нагорной стороне ручья того ж имени расстоянием от Стародуба 30 верст, за ним под собой земли около 200 кв. десятин. В оном жителей до 834 душ мужского пола, в числе коих 579 купцов, да мещан 255 человек, из них некоторые упражняются земледелием, другие в сапожничестве и кузнечестве, а оные в извозе немалая часть в торговле, здесь еженедельно бывает по одному дню торговому – в субботу, и тогда некоторые из них торгуют в лавках разным мелочным товаром, а оные на рыночной площади торгуют: солью, рыбой, дегтем, стеклом, простой посудой, железом. В сие дни такие привозят из околечных селений на продажу зерно, сено, конопельное масло, пеньку, строевой лес, дрова и съесные припасы. Сверх сего ежегодно у них бывает по три ярмарки: 1-я – ноябрь 21, 2-я – 14 сентября, 3-я четверг на сырной недели. Все они продают дня по два и на оные съезжаются купцы и мещане из околечных городов и посадов, и торгуют разною мелкою рухлядью, пенькой, щетиной, мерзлой, солёной и сушеной рыбой, конопляным маслом, дегтем и разным скотом.
Жители посада сего сами покупают хлеб, щетину, конопляное масло и за тем всё доставляют к Рижскому порту, некоторые передают торгующим купцам в тот порт, масло конопляное доставляют от них в Киев, Кременчуг, Николаев и Херсон. Щетину в Николаев и Таганрог и торговля их простирается до 210 тысяч 610 рублей с лишним.
Посад прежде именовался описанною расколничьей слободою, заселён оный вышедшими из великороссии разного состояния людьми на землях малороссийских около 1691 года и была первый год владением малороссийских господ Рубцов, но в 1715 году по указу императора Петра I списанный в казну через проставленного полковника Горгольского и затем состоял под управлением министерской канцелярии, потом Киевской губернской канцелярии и под ведомством волостного управления, и находившегося в слободе Климовой, отбывая в казну крестьянские свои повинности. На последок в 1732 году наименован посадом и 21 ноября 1732 года открыто в нем высочайшего в губерниях учреждения ратуша и с этого времени правление сиё в нем и поныне находится.
2-й посад Елионка положение имеющий на правой стороне ручья того же имени. Он занимает под собой пространство земли до 280 кв. десятин, через него лежит большая дорога из Стародуба в Чернигов, растоянием оный от Стародуба в 20 верстах, в нем находится почтовая станция, жители платят подати по окладным казначейским книгам 635 душ мужского пола, из коих 288 купцов, да мещан 347 человек и некоторые из них упражняются в земледелии, другие в иконописном, художественном ремеслах, портном, кузнечном, и сапожном, иные промышляют извозом, но большая часть их занимается торговыми промыслами.
Здесь еженедельно идет торг и по четвергам у них ярмарок несколько и в торговые дни привозят из окольных селений поселяне пеньку, хлеб, дрова и другие сельские жители торгуют рыбою сушеною, мылом, простым стеклом и прочию посудою. Другие также по торговым дням ездят по селениям и городам, и скупают в довольном количестве хлеб, конопляное масло, щетину и пеньку сырцом, переделывают ее в чистую и справляют оную для продажи в Рижском порту, масло же конопляное в город Киев, Кременчуг, Николаев, а щетину в Николаев и Таганрог и торговля их разными продуктами простирается до 75 тысяч 600 рублей.
Посад сей прежде назывался слободою, основанный раскольниками и затем тоже вышедшими из великороссии разными состоятельными людьми близ 1674 года и сперва под владением господ Рубцов до 1715 года и в том году по указу Петра I описан в казну полковником Горгольским. В 1732 году переименован Посадом. 18 ноября открыта Ратуша.
Посад Лужки в верстах 30 находится от Стародуба. Жители также ведут торги, скупают по разным сторонам пеньку, хлебов сырцом, масло, щетину перепродают купцам других посадов или в Стародуб. Имеется Ратуша в каждом посаде присутствовала по два бургомистра и четыре ратмана, которые выбираются через каждые три года.
Климат. В Стародубском повете воздух всядь здоров и в оном теплота и стужа по больше месте умеренна. Зима начинается в конце октября, ибо всегда почти около сего времени выпадают первые снега, реки замерзают в половине или последних числах ноября. Затем в декабре, январе, феврале месяцах оказываются морозы простирающиеся иногда до 28 градусов и далее. Однакож время сиё всегда почти бывает здорово, включая редкие простудные болезни, приключающиеся наиболее при наступлении оттепели. Весна открывается в средних числах, но чаще в конце марта, а иногда в первых числах апреля. До половины октября перепадают холодные дожди, но при продолжении погодливой осени утренники начинают быть еще с последнего числа августа. Время сиё почти не когда не проходит без простудных лихорадок.
Вера. Большая часть повытовых жителей исповедывают греческую христианскую веру, введенную в исходь 10-го столетия святым и равнопостольным великим князем Владимиром. Есть однакож в Стародубе и по слободам живущие христиане греческого исповедания минуемые старообрядцы или раскольники кои отличают себя от православных:
1. Сложением перстов правой руки, когда крестятся или благословляют других: ибо соединяют такмо 2 перста стедний с указательным да и то так, что средний несколько наклоняют, а указательный имеют простерть, последних же концы сложив уместо прижимают их к ладони.
2. Отверысением четвероконечного, а почитанием осьмиконечного креста.
3. Непринятием просвир с печатью четвероконечного креста, а с осьмиконечным имеющим вокруг слова «Сей есть агнец божий вземляй грехи мира», совершая всегда служения на седьми таких же просвирах.
4. Принятии имени Исус, а не Иисус.
5. Признания лучше печатные книги церковные еще до патриарха российского Никона от печатных после она. 6. Уметвованием о воскресении мертвых якобы воскреснуть есть в одинаковом возрасте и виде,не принадлежа собственно ни к одному из полов и многие другие отличия.
Сверх сих есть еще в Стародубе и в повете живущие христиане каталического и лютиранского исповедания, также и жиды.
О простом же народе можно сказать, что оный по большей части роста средственного слабосилен, о чистоте и опрятности мало заблащиеся и многие из них прожда жизнь в курных избах, и под 40 лет бывают и подслепы. Впрочем однакож проворен и от частья трудолюбен.
Газета «Стародубский вестник» 2 декабря 1992 года.
Материал подготовила зав. районным архивом Стародуба В. Григорук.
|